Расставляя мебель, не забывайте, что она должна располагаться в помещении соответственно бытовым процессам (работа, еда, сон, отдых) и быть удобной для использования. ‘
Место для работы в комнате отводится обычно уок- на, место для обеда и отдыха — в центре, место для сна — в наименее освещенной части комнаты.
Мебель должна обеспечивать удобное движение по комнате и удобное пользование всеми предметами. Например, ширина проходов в общих комнатах бывает несколько больше, чем’ в спальнях, так как общей комнатой пользуется одновременно большее •количество людей.
Письменный стол желательно располагать в непроходной части комнаты, книжная полка или книжный шкаф должны находиться недалеко от письменного’ стола, обеденный стол — поблизости от буфета и т. д.
Мебель бывает разная по раэмеру и цвету, да и комнаты имеют разный размер и высот у. Как же красиво обставить комнату?
Надо помнить:
а) предметы по форме, цвету и размерам должны гармонировать между собой и комнатой;
б) следует строго соблюдать художественное единство, комплектность предметов;
в) комната не должна «задыхаться» от излишнего количества предметов.
Присутствие в комнате крупных предметов, различных по цвету, создает разнобой, разрушает целостное восприятие.
Конечно, нельзя впадать и в крайность. Иногда возможны отступления от правила; мелкие- предметы по цвету могут значительно контрастировать друг с другом, однако во избежание общей пестроты таких предметов не должно быть слишком много в помещении.
А что будет, если рядом с нарядной настольной лампой будет стоять комод простой отделки?
Такой разнобой в художественном оформлении резко бросится в глаза, выделит и даже усилит недочеты в отделке комода.
Убранство жилища всегда должно создавать впечатление простора, обилия света и воздуха, ощущение чистоты и свежести. Если же комната перегружена мебелью и различными безделушками ради «красоты», она всегда будет казаться пыльной, тесной и захламленной.
Обставляя и украшая комнату, всегда и во всем придерживайтесь золотого правила: «Лучше меньше, да лучше».
Основными элементами обстановки жилых помещений квартиры являются: мебель, осветительная арматура, декоративные ткани и обои.
Известно, что размер комнаты существенно влияет на выбор мебели, ее расстановку и т. д., влияет он и на окраску стен, потолка, приобретение осветительной арматуры и декоративных тканей.
От чего же зависит выбор цвета для того или иного помещения? Выбор цвета зависит от естественной освещенности комнаты, ее размеров и назначения.
Для выбора цвета окраски или цвета обоев существуют одни и те же правила.
Чем меньше естественного света попадает в комнату, тем в более светлые по цвету (желтоватые, бежевые, терракотовые и т. д.) тона должны быть окрашены стены. Потолки в этих случаях должны быть белыми.
Наоборот, если в комнате много солнца, стены могут быть несколько темнее — синими, бордо, зелеными, темно-терракотовыми и т. п., а потолкам следует придавать оттенок в тон стен — желтый, голубоватый, бежевый и т. д.
Иногда внутрь помещений через окна попадает свет, отраженный расположенными перед окнами деревьями, различно окрашенными зданиями и т. д. При этом свет внутри помещений оказывается цветным, искажающим цвета всех предметов внутри помещений.
Можно ли как-то сгладить этот недостаток? Да, можно.
Если в комна1у через окна попадает, например, большое количество зеленых лучей, отражаемых листвой расположенных перед окнами деревьев, т. е. если комната освещается явно зеленоватым светом, стенам следует придать розовый или красноватый цвет. При такой окраске зеленые оттенки, вызванные цветным освещением, будут менее заметны на предметах внутри комнаты.
Отдельные цвета обладают способностью как бы«раздвигать» комнату. К ним относятся сине-голубые цвета.
Другие (красно-желтые), наоборот, зрительна «суживают» комнату.
Используя иллюзию «выступающих» и «отступающих» цветов и прибегая к определенным приемам окраски, можно несколько уменьшать или увеличивать, суживать или расширять зрительно воспринимаемый внутренний объем помещений. Так, например, при окраске верхней части стен в один цвет с потолком (например, в белый при белых потолках) потолок комнаты заметно снижается.
Чем больше по площади и выше комната, тем крупнее и декоративнее может быть рисунок обоев. Средние (примерно 15—17 квадратных метров) и маленькие (9—12 квадратных метров) комнаты при высоте около 2,9 — 3,0 метра лучше оклеивать обоями с мелким рисунком, мягких цветов. Бели в маленькой, низкой комнате наклеить обои с крупным рисунком, резким по колориту, она будет казаться еще меньше, а рисунок, постоянно находясь на близком расстоянии, будет утом- пять глаза и быстро надоест. Мелкий, тонко-нарисованный, с мягкими цветными сочетаниями рисунок обоев на стенах, наоборот, создает впечатление большого объема комнаты, «простора», и обои не будут утомлять зрение.
Наряду с обоями в настоящее время широко применяется покраска стен в различные тона с нанесением различных рисунков. Принцип подбора рисунков такой же, как и при выборе обоев. Покраска стен клеевой краской является более гигиеничной по сравнению с обоями.
Для кухонь и санитарных узлов надо выбирать светлые, почти белые цвета. В кухнях должно быть как можно светлее. На поверхности стен кухонь должно быть видно малейшее загрязнение.
В рабочих комнатах обстановка должна быть более спокойной. Здесь пригодны серовато-зеленоватые, сероголубые, синие, бежевые тона. Нужно помнить, что зеленые цвета наименее, а фиолетовые — наиболее утомляют зрение.
Следует обратить внимание на подбор портьер и обивки мебели, особенно крупной — диванов и мягких кресел. Здесь нужно придерживаться того же принципа: если портьеры яркие по цвету и с крупным рисунком, то стены должны быть в противоположность им спокойными, однотонными. В тех случаях, когда мебель и портьеры представляют собой однотонную фактурную ткань, обои могут быть нарядными по рисунку и более яркими по колориту.
Следует также учитывать и характер самой обстановки комнаты. Например, если небольшая комната (примерно 15—17 квадратных метров, при высоте 2,8—3,0 метра) обставлена простой плетеной мебелью, а портьеры или занавеси сделаны из набивной ткани или гладкой полотняной с вышивкой, стены ее должны быть окрашены в светлые тона с легким рисунком, цветами или народным орнаментом. Этот рисунок должен напоминать ткань-ситец или набойку.
Коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, еже- выми и светло-коричневыми тонами; светло-желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) — с бежевыми, коричневыми, оранжеЕыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель — с зелеными и голубыми; белая — с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева — с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми тонами.
К декоративным тканям относятся все виды тканых текстильных изделий, находящих применение во внутренней отделке в убранстве жилых и общественных зданий. Ткани применяются для занавесей и портьер на окна и двери, для обивки мебели, в виде коврв, для абажуров на светильники, в виде различного рода скатертей, покрывал на кровати и т. д.
Крупные рисунки тканей допустимы в занавесях для высоких и больших по площади помещений, а также в обивке масаивной мягкой мебели.
Более мелкие рисунки тканей можно применять для сравнительно невысоких помещений и легкой по рисунку мебели.
Не следует, как правило, применять в одной комнате несколько разных по рисунку и цвету тканей.
Какие же занавеси следует выбирать для окон? Тонкий кружевной занавес или плотную, из декоративной ткани, портьеру?
Если окна комнаты выходят на затененную сторону, предпочтение должно быть отдано тюлевому занавесу.
Некоторые хозяйки любят портьеры с ламбрекеном— поперечной полосой ткани наверху. На небольших окнах ламбрекен следует вешать ка:н; можно выше, так чтобы он не закрывал стекол окна. Но во всех случаях красивее и гигиеничнее портьера без ламбрекена, довешенная с помощью колец на штанге (длинной трубке из металла или пластмассы). Штанги крепятся к стене кронштейнами. Штанги можно прнобре^ш в магазинах ил и вырезать из дерева самим.
Украшает комнату красивая скатертъ на столе. Днем рекомендуется покрывать стол декоративной скатертью под цвет мебели или портьер, а для обеда или чая — белой или цветной полотняной скатертью.
Мягкая мебель может быть о бита узорчатой тканью того же рисунка, чго и на портьерах, но можно подбирать ткани для мягкой мебели и портьер по принципу контраста, так, например, если мебель обита узорчатой тканью, то портьеры можно делать без рисунка.
Для небольших Комнат можно рекомендовать обивку мебели (особенно крупной — мягких диванов или больших мягких кресел) тканями без рисунка или мел- коу:зорчатыми, близкими по цветовой гамме к цвету стен, в противном случае мебель будет слишком резко выделяться.
Немалое значение имеют ковры н ковровые изделия.
Ковер, укладываемый на полу комнаты или размещаемый на стене, обычно объединяет какую-либо группу мебели. Расположение ковра на полу может быть центральным и свободным. Следует отметить, что в сравнительно небольших по площади помещениях величина ковра может иметь определенное значение: чем больше по размерам ковер, лежащий посредине кдаиа- ты и не закрывающий при этом всей площади пола, тем меньшей кажется плошадь пола к<ОМ!Инаты. Впечатление уменьшения площади комнаты исчезает при замене ковра с крупным штучным рисунком ковром с оо- вторяющмся рисунком небольшого рамера.
При подборе тканевого убранства комнаты наиболее тёмным по цвету должен быть ковер или ковровое покрытие.
Умело, с разбором надо выбирать и статуэтки, фигурки, вазочки. Красивы фарфоровые фигурки балерины, девушки-украинки, узбечки с хлопком и другие, выпускаемые нашей фарфоровой промышленностью. Декоративна ваза из хрусталя или фарфора для цветов. Нарядны и оригинальны различные изделия мастеров народного творчества: украинские кувшины или вазы для цветов, разные деревянные блюда, расписные украинские чаши, ковши, вышитые полотенца или узбекское «сюзане» и т. д.
Не рекомендуется в жилых комнатах вешать плакаты. Они по целевому назначению и размерам предназначены для больших общественных помещений.
Фотографии или цветные репродукции следует не прибивать к стене гвоздиками или прикалывать булавками— это портит стены, фотографии пачкаются, покрываются пылью, — а вставлять в рамку, под стекло. Бели нет рамки, можно наклеить фотографии на плотную бумагу или картон, так, чтобы вокруг оставались чистые поля, вырезать по этому формату стекло, прижать его к картону с фотографией и оклеить по краям тонкой полоской материи (полотно, сатин),
Нередко в квартирах можно увидеть коврики с лебедями, лилиями и замками, написанными масляной краской по сатину. Эти коврики очень плохи: они выполнены грубо, некрасиво и только портят вид комнаты. Гораздо лучше повесить на стене репродукции с хороших картин в рамках или в окантовке.
Ничто так не украшает комнату, как живые цветы. Они хороши и в хрустальной вазе и в простом глиняном кувшине. Зимой можно держать комнатные цветы хотя бы в банках; если нет места на подоконниках, банки можно подвесить.
Бывает, что в комнатах ставят цветы из стружек, бумаги или воска. Это обычно грубые по форме и цвету подобия роз или хризантем. Такие «цветы» никак не украшают комнату.
Цветы, как и украшения, должны гармонировать с вещами, находящимися в комнате. Например, на мебели желтой окраски или вблизи нее хорошо разместить пестролистные формы традеаканции, цветущие незабудки, синие колокольчики и др. На фоне темно-коричневой мебели красиво выделяются светло-зеленые аспарагусы, пестролистные растения, а также растения с белыми цветами. На окнах, окрашенных в белый цвет, очень эффектны зеленые растения с красными и оранжевыми цветами.
Красиво оформить комнату — доступно каждому, И надо, чтобы жилище человека было удобным, уютным и обязательно красивым.